ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Изменения в законодательстве: новые требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
КОШЕЛЕВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА
Институт госзакупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 — ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 27 ноября 2009 г.).
Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства в этой сфере — статья 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (вступила в силу с 27 мая 2010 г.).
На кого распространяется (в том числе):
Организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, Г(М)УП, Г(М)У, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
До 1 января 2011 г. (ст. 13):
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, ислопьзуемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, опредепенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Начиная с 1 января 2010 г. бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (МЭР).
... если в бюджетном учреждении расходы на покупку энергетических ресурсов составляют более чем 10 млн. рублей в год. должно быть назначено из числа работников бюджетного учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.
Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на 15% в течение 5 лет с ежегодным снижением такого объема на 3%.
Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления бюджетным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством РФ для обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
ч. 4 ст. 48 Закона № 261-ФЗ:
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. Такие программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями статьи 25 Закона № 261-ФЗ.
Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года (ч. 3 ст. 48 Закона № 261-ФЗ).
Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. № 61).
1. Организационные мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений; в) содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации; г) создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.
2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; в) повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений; г) перекладка эпектрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях; в) тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях; м) закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;
До 31 декабря 2012 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц. организации с участием государства или муниципального образования обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет (ст. 16).
Энергетическое обследование — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
По результатам проведения энергетического обследования оформляется энергетический паспорт.
Проведение энергетических обследований
Способ размещения заказа.
Код по ОК 004-93: 7420000 — услуги по техническим испытаниям и анализу
Возможны:
Энергосервис представляет собой комплекс действий, предлагаемых исполнителем и направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты).
Способ размещения заказа: будет зависеть от конкретных мероприятий, видов работ и услуг, входящих в энергосервисный контракт.
*Процедуры могут проводится как в обычном порядке, так и по гл. 7.1 Закона No 94-ФЗ.
Если проводим обычные торги и запрос котировок, то оплата — по статьям 226. 340 и др.
Если торги и запрос котировок проводим по гл. 7.1. то оплата — по статьям за поставку или доставку соответствующих энергетических ресурсов (например, коммунальные расходы).
п. 3 ст. 72 :
Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).
Ст. 9.16 КоАП
ч. 8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
ч. 10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности — впечет напожение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Ст. 26: Государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, включают в себя, е частности:
1) указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования;
2) требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
3) требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
4) иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров, работ, услуг.
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время таким органом выступает Минэкономразвития в соответствии с ПП РФ № 1221 от 31.12.2009) в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (то же ПП).
Определены:
виды товаров, в отношении которых должны быть установлены требования энергетической эффективности (в т.ч. утвержден перечень конкретных видов промышленных агрегатов и иной машиностроительной продукции, в отношении которой устанавливаются требования энергоэффективности),
показатели, которые должны указываться в требованиях энергоэффективности.
Государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при принятии решений о видах, категориях товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществпяется для государственных или муниципальных нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам должны учитывать следующие положения:
1) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
2) товары, работы, услуги, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров, работ, услуг в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров, работ, услуг (в том числе с расходами на энергетические ресурсы), с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров, работ, услуг экономии (в том числе экономии энергетических ресурсов).
Ст. 10:
С 1 января 2011 года к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года — электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
2. Положение о Федеральной антимонопольной службе, дополнить подпунктами следующего содержания: "5.3.1.15. за соблюдением заказчиком и уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципапьных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг;...».
ч.11 ст. 9.16:
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после вступлений в силу требований, должны быть оснащены приборами учета.
Товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения. влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности (приказ Минэкономразвития России приказ от 04.06.2010 No 229. который вступает в силу 10.10.2010 г.).
Реконструкция или капитальный ремонт зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям энергоэффективности (утверждены приказом Минрегиона No 262 от 28.05.2010 (не опубликован).
Проектная документация на здания, строения, сооружения должна соответствовать требованиям энергоэффективности (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. No 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» (вступило в силу с 1 мая 2010 г.)). Но есть исключения, например, заключение Главгосэкспертизы не требуется и заявление на строительство подано до вступления в силу требований.
ч. З ст. 9.16:
Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.