При ремонте и строительстве зданий из кирпича, газобетона, шлакобетона или керамзитобетона часто применяется монолитная штукатурка, несмотря на большую трудоемкость этого процесса.
В загородных деревянных домах штукатурные работы используются редко и только для отделки цоколя, печей, насадных дымовых труб в пределах помещения, кирпичных разделок у печей и деревянных перегородок, расположенных вдоль плоскости стенки печи.
Монолитная (мокрая) штукатурка бывает простой или улучшенной. Простая состоит из слоя набрызга и одного или двух слоев грунта. Улучшенная включает еще и накрывочный слой (накрывку). Общая толщина улучшенной штукатурки 20–25 мм, простой — 18 мм.
Вначале поверхность, подлежащую оштукатуриванию, смачивают водой с помощью кисти-макловицы, а при оштукатуривании цоколя используют садовый шланг с распылителем. Затем наносят жидкий раствор (набрызг) слоем 3–5 мм без разравнивания, снимая только потеки. После схватывания набрызга наносится слой грунта 10 мм из более густого тестообразного раствора, который разравнивают и заделывают углы. После схватывания грунта наносят последний слой толщиной 2–4 мм — накрывку из сметанообразного раствора, затирают ее и заглаживают. Раствор для накрывки готовят на мелком песке, просеянном через сито с ячейками 1,5×1,5 мм.
Цоколь и другие поверхности, подлежащие оштукатуриванию, предварительно подготавливают: счищают раствор с наружных плоскостей кирпича металлической щеткой, расчищают швы кирпичной кладки на глубину 8-10 мм (обычно их выбивают узким зубилом, держа его под углом 45° к поверхности стены в направлении шва), если кладка выполнена не впустошовку.
Деревянные поверхности (стены, перегородки) обивают дранью или затягивают плетеной проволочной сеткой, лучше из оцинкованной проволоки, или проволоки, заранее окрашенной масляной краской, что предохраняет металл от ржавления и разрушения. Дрань представляет собой тонкие полоски из древесины шириной 15–20 мм, толщиной 3–5 мм и длиной до 0,6 м. Обычно дрань на стены набивают под углом 45° к полу с расположением в свету между рядами 45–50 мм. На узких простенках простильный (непосредственно примыкающий к стене) ряд драни можно располагать горизонтально, а верхний — вертикально. Концы драни соединяют с зазором 35 мм, чтобы увеличение в объеме намокшей древесины не отбросило штукатурку.
Дрань крепят штукатурными гвоздями диаметром 1,5–2 мм, длиной 25–30 мм, которые вбивают через одну-две драни в шахматном порядке (т. е. через 90-200 мм).
Сухая дрань при креплении гвоздями часто раскалывается, поэтому перед укладкой ее замачивают.
Для оштукатуривания цоколя обычно применяют цементный раствор состава 1:3–4 (цемент: песок) по объему, а для внутренних деревянных стен и перегородок — известково-гипсовый раствор состава от 1:0,25 до 1:0,8 (известковый раствор: гипс) по объему. Его готовят небольшими порциями (2–3 л), чтобы за короткое время (3–5 мин.) его использовать и приготовить новый. Состав известкового раствора 1:2–4 (известковое тесто: песок) по объему в зависимости от жирности извести. Технология приготовления раствора описана в главе 2.
Технология оштукатуривания стен вручную
Нанесение штукатурного раствора требует определенного навыка. Вручную наносят раствор двумя способами: намазыванием и набрасыванием, применяя самые различные и простые инструменты (штукатурную лопатку или кельму, сокол, полутерки, терки, правила), часть которых можно купить в магазине, а некоторые несложно изготовить самим (рис. 11.1).
Сокол — это деревянный щит размером 40×40 см из строганых досок толщиной 16 мм, либо из фанеры толщиной 6–8 мм, либо из алюминиевого листа толщиной 1,2–1,5 мм с ручкой посередине.
Полутерок состоит из ручки и полотна. Полотно изготавливают из доски хвойных пород без дефектов длиной 600–800 мм, шириной 100–120 мм, толщиной 20 мм, оструганной фуганком. Размеры ручки выбирают удобными для пальцев работающего и крепят ее гвоздями к полотну.
Терки изготавливают также из древесины хвойных пород. Они состоят из ручки и полотна. Длина полотна обычно 140–160 мм, ширина 100–120 мм, толщина 20–25 мм.
Правило — это хорошо отструганная фуганком рейка из хвойных пород древесины, без сучков, трещин и других дефектов, обычно прямоугольной формы сечением 20–30×70—80 мм, длиной до 1,3–1,5 м.
Макловица — кисть диаметром 120 мм из щетины длиной около 100 мм или прямоугольная щетка длиной около 150 мм, шириной 50–65 мм с такой же длиной щетины.
Монолитная простая штукатурка состоит из двух слоев (набрызг и слой грунта), а улучшенная — из трех (набрызг, грунт, накрывка). Толщина слоев указана в табл. 11.1.
Каждый слой имеет строго определенное назначение.
Набрызг — первый слой штукатурного раствора, набрасываемый вручную для лучшего заполнения пор и придания шероховатости поверхности. Этот слой увеличивает сцепление основания с последующими слоями штукатурки. Для набрызга готовят жидкий сметанообразный раствор.
Грунт — основной слой штукатурки. Для грунта готовят более густой, тестообразный раствор. Его можно наносить слоями за 23 раза, каждый по 5–7 мм.
Накрывка — последний, сглаживающий слой штукатурки. Его наносят тонким слоем, пластичным, легко затирающимся раствором и тщательно разравнивают. Раствор для накрывки готовят на мелком песке, просеивая его через сито с ячейками 1,5×1,5 мм.
Каждый последующий слой штукатурки наносится на затвердевший предыдущий.
Штукатурный раствор обычно наносят кельмой или штукатурной лопаткой с сокола, приставленного вплотную к стене. Порцию раствора тыльной стороной лопатки сдвигают и намазывают тонким слоем на поверхность стены. Мазки раствора могут быть вертикальными и горизонтальными. При необходимости сокол продвигают вслед за лопаткой, чтобы подбирать падающий раствор. Затем разравнивают раствор полутерком, прижимая его к поверхности под небольшим углом снизу вверх.
Первый слой — набрызг намазать практически невозможно, т. к. он наносится жидким раствором: его набрасывают (рис. 11.2).
После нанесения грунта раствор разравнивают правилом по заранее выполненным маякам — деревянным рейкам, при этом правило ведут снизу вверх, одновременно контролируя ровность поверхности. Разровнять грунт необходимо до начала схватывания раствора.
При перерывах в работе более чем на 3 часа кромку оштукатуренной поверхности необходимо срезать под углом 30°, а следующую порцию раствора прикладывать к срезанной кромке.
После разравнивания раствора поверхность затирают вручную терками
вразгонку или
вкруговую. При затирке
вразгонку терка, плотно прижатая к поверхности, движется прямолинейно вверх-вниз.
При затирке
вкруговую полотном терки, также прижатой к поверхности (держат терку обычно правой рукой), совершают круговые движения против часовой стрелки. Затираемую поверхность смачивают водой с помощью кисти-макловицы, чтобы штукатурка не подсыхала раньше времени. Собирающийся на ребрах терки раствор периодически счищают и употребляют для подмазки раковин (пустот). В местах возвышенных участков нажим на терку усиливают, а в местах впадин ослабляют.
Набрасывают раствор штукатурной лопаткой или кельмой с сокола, слегка наклоненного к стене. Раствор с сокола забирают правым ребром либо концом лопатки так, чтобы она двигалась от края сокола (от себя) к его середине. Выбрав около половины раствора, сокол поворачивают на 180° и оставшуюся часть раствора слегка перелопачивают.
При набрасывании раствора работает не вся рука, а только кисть. Кистевой бросок раствора с лопатки нужно контролировать, чтобы не разбрызгивать его.
Для разравнивания раствора используют полутерок с ровными ребрами. Им можно действовать в любых направлениях (снизу вверх, горизонтально). При оштукатуривании стен сокол всегда держат под местом набрасывания раствора, чтобы опавшие излишки собрать лопаткой или кельмой обратно в ящик. При этом необходимо следить, чтобы опавший раствор не успел схватиться, поэтому его надо слегка перелопачивать.
Если по грунту выполняют накрывку с последующей затиркой, грунт хорошо смачивают водой и дают ей впитаться. Это необходимо для прочного сцепления накрывочного слоя с влажным грунтом и получения монолитной штукатурки. Обычно слой грунта должен сохнуть не менее 6 часов и затвердеть. Накрывку выполняют набрасыванием или намазыванием.
После схватывания накрывки поверхность затирают деревянной теркой. Для получения более гладкой поверхности перед затиркой терку на короткое время (2–3 мин.) опускают в воду. Затирку, как было сказано выше, выполняют вкруговую или вразгонку. После высыхания верхнего слоя поверхность можно слегка прошлифовать наждачной бумагой, навернутой на деревянный брусок.
Оштукатуренные поверхности могут иметь отклонения и неровности.
Допускаемые отклонения:
• по вертикали при простой штукатурке — 3 мм на 1 м, но не более 15 мм на высоту помещения, при улучшенной — 2 мм на 1 м, но не более 10 мм;
• неровности плавного очертания (на 4 м
2): при простой штукатурке глубиной не более 3, высотой до 5 мм, при улучшенной — не более 3 мм по глубине и высоте;
• отклонения по горизонтали не должны превышать: при простой штукатурке — 2 мм на 1 м, а при улучшенной — 1 мм.
Если отклонения оштукатуренной поверхности стены не превышают предельных, то они практически не заметны.
Внутренние деревянные поверхности оштукатуривают, как правило, известково-гипсовым раствором. Гипс добавляют для ускорения схватывания раствора и увеличения прочности. Раствор с гипсом начинает схватываться через 3–5 минут и примерно за 30 минут полностью твердеет.
Известково-гипсовый раствор готовят так: в ящик (корыто, таз и т. д.) наливают воду, затем постепенно тонкой струйкой насыпают гипс и быстро и тщательно перемешивают до получения жидкого гипсового теста. В него добавляют известковый раствор состава 1:2 и снова перемешивают в течение не более 2 минут с момента затворения гипса водой. Долгое перемешивание гипсового теста или известково-гипсового раствора приводит к потере прочности и нормального схватывания. Готовят раствор небольшими порциями по 2–3 л и используют в дело в течение не более 5–7 минут.
Рекомендованные
составы известково-гипсовых растворов в объемных частях (известь: гипс: песок): набрызг — 1:0,3:2; 1:1:3; грунтовочный слой — 1:0,5:1,5; 1:1,5:2; отделочный слой — 1:1:1; 1:1,5:1.
Известь должна быть хорошо погашена, иначе после окончания работы штукатурка будет пузыриться.
Известковый раствор готовят так: на 1 часть известкового теста берут 1–4 части песка в зависимости от жирности извести. Густое тесто не следует размешивать в чистом виде, в него обычно добавляют немного песка, облегчающего растирание извести с водой, а затем перемешивают, чтобы не было комков. После этого добавляют песок отдельными порциями и необходимое количество воды, чтобы раствор приобрел нужную консистенцию.
Цементно-известковый раствор готовят из цемента, известкового теста и песка. Цемент смешивают с песком и получают сухую смесь. Известковое тесто разводят до густоты сметаны или молока, тщательно перемешивают, вливают в ящик с сухой смесью, затем еще раз тщательно перемешивают и употребляют в дело.
Ориентировочно расход материалов для штукатурных работ в расчете на 1 м
2 поверхности указан в табл. 11.2.
Простая штукатурка
Допускаемые отклонения оштукатуренных поверхностей:
• по вертикали — 3 мм на 1 м; на всю высоту помещения — не более 15 мм;
• неровности плавного очертания на 4 м
2 — не более 3 мм глубиной и до 5 мм высотой;
• от вертикали и горизонтали оконных и дверных откосов, пилястр, столбов, лузг и т. п. не должны превышать 4 мм на 1 м или до 10 мм на весь элемент;
• радиусов криволинейных поверхностей, проверяемых лекалом, от проектной величины (на весь элемент) не должны превышать 10 мм;
• толщины однослойной штукатурки из гипсовых растворов — до 15 мм из других видов растворов — до 20 мм;
• поверхности от горизонтали на 1 м длины — 3 мм;
• ширины откоса от проектной величины — не более 5 мм;
• тяг от прямой линии между углами их пересечения и раскреповки не должны превышать 6 мм;
• влажности кирпичных и каменных поверхностей при оштукатуривании — не более 8 %.
Не допускаются: отслоения штукатурки, трещины, раковины, высолы, следы затирочного инструмента.
Улучшенная штукатурка
Допускаемые отклонения оштукатуренных поверхностей:
• от вертикали — 2 мм на 1 м, на всю высоту помещения — не более 10 мм;
• неровности плавного очертания на 4 м
2 — не более 2 мм глубиной и до 3 мм высотой;
• оконных и дверных откосов, пилястр, столбов, лузг и т. п. от вертикали и горизонтали 2 мм на 1 м или до 5 мм на весь элемент;
• радиусов криволинейных поверхностей, проверяемых лекалом, от проектной величины на весь элемент не более 7 мм;
• поверхности от горизонтали — 2 мм на 1 м;
• ширины откоса от проектной величины — не более 3 мм;
• тяг от прямой линии между углами их пересечения — не более 3 мм;
• влажности кирпичных и каменных поверхностей при оштукатуривании — не более 8 %.
Толщина каждого слоя многослойных штукатурок без полимерных добавок:
• набрызга по каменным, кирпичным, бетонным поверхностям — до 5 мм;
• набрызга по деревянным поверхностям, включая толщину драни — до 9 мм;
• грунта из цементных растворов — до 5 мм;
• грунта из известковых, известково-гипсовых растворов — до 7 мм;
• накрывочного слоя штукатурного покрытия — до 2 мм;
• накрывочного слоя декоративной отделки — до 7 мм.
Не допускаются: отслоения штукатурки, трещины, раковины, высолы, следы затирочного инструмента.
К малярным работам относится окрашивание различных поверхностей в помещениях. Качество окраски зависит от навыков работы, знания свойств материалов, использование или приготовление различных составов для подмазки, шпатлевки, грунтовки и окраски. Только при правильном ведении и соблюдении технологии малярных работ можно получить прочную окраску, которая прослужит долгое время. Обычно малярные работы в доме проводят не реже одного раза в пять лет.
Прежде чем начать окраску, необходимо выбрать цвета стен помещений, определить тип окраски (клеевая, эмульсионная, масляная), рассчитать требуемое количество красок в зависимости от окрашиваемых площадей, приобрести инструменты. Для
малярных работ требуются следующие
инструменты: шпатель, металлическая щетка, терка для затирки и шлифовки поверхностей стен и потолков, деревянная бобышка для шлифовки поверхностей, обернутая наждачной бумагой, кисти (побелочная или макловица, флейц (плоская)), малярный валик, две-три круглые кисти, ручники, ведро, сито для процеживания красок, а также лестница-стремянка (рис. 11.3).
Кисти различают по диаметру и форме. Новые кисти из щетины сначала всухую протирают по кирпичной или бетонной поверхности для удаления из них незакрепленного волоса, чтобы он не оставался на окрашиваемой поверхности. Кисти небольших размеров —
ручники — применяют для окраски небольших площадей, а также для окраски дверей, наличников и других деталей отделки.
Флейцы — плоские кисти шириной 25, 60, 76 мм, как и ручники, применяют для окрашивания или для сглаживания свеженанесенной ручником краски.
Филеночные кисти диаметром 6, 8, 10, 14, 18 мм используют для вытягивания филенок, поскольку они имеют конусообразный (заостренный) конец.
Валики могут быть поролоновыми или меховыми. Они применяются для окраски стен и потолков, а также для нанесения на поверхности разнообразных рисунков.
Шпатели изготавливаются из тонкой стали, твердых пород древесины и жесткой резины толщиной 6–8 мм. Лезвия шпателей могут быть различной ширины. Наиболее удобны лезвия шириной 10–15 см. Шпатели применяют для очистки старой краски, замазки в фальцах окон, нанесения шпатлевки для выравнивания поверхности перед окраской.
Окраска стен и потолков клеевыми красками
При выборе краски следует исходить из того, насколько стойким должно быть покрытие в эксплуатации, учитывать декор, назначение помещения и стоимость краски.
Клеевые краски, готовые к употреблению, выпускаются в виде сухих порошковых составов (пигментов), которые непосредственно перед употреблением разводят водой согласно инструкции изготовителя.
Для удобства нанесения, повышения водостойкости и улучшения внешнего вида клеевого покрытия можно добавить в его состав олифу — натуральную, комбинированную или глифталевую — 25–30 г и тщательно перемешать. Оптимальность консистенции проверяют деревянной палочкой: если палочка полностью покрывается тонким слоем краски — густота нормальная; если краска стекает, оставляя прозрачный след, необходимо добавить сухого пигмента, заранее разведенного водой до густоты жидкой сметаны. Если же на палочке остается толстый слой краски, в рабочий раствор добавляют воду.
Клеевое покрытие — самый дешевый вид покрытия. Для окрашивания потолков в дачном домике можно приготовить простой окрасочный состав: в 5 л подогретой воды растворить 20–25 г столярного клея, 3 кг молотого просеянного мела и слегка подсинить ультрамарином. Расход окрасочного состава на 1 м
2 поверхности — 0,15 л за один раз.
Стены, окрашенные клеевыми красками, имеют матовую поверхность. Особенно хорошо выглядят комнаты, окрашенные в светлые тона. Недостаток этого покрытия — его непрочность и маркость: его нельзя мыть, а пятна почти невозможно удалить с поверхности.
Подготовка основания под первую окраску состоит в устранении мелких повреждений штукатурки с помощью гипсового раствора (2 части гипса, 1 часть мелкого песка и вода до густоты жидкого теста). На ремонтируемом участке откалывают поврежденную штукатурку, несколько заглубляясь в стену (около 1 см). Далее кистью-макловицей смачивают очищенную поверхность, заделывают раствором, удаляя лишний раствор шпателем, а затем затирают.
Подготовка основания под клеевую окраску по штукатурке, ранее окрашенной несколько раз, состоит в предварительном удалении прежней краски и затирке стены известковым раствором. Если старая клеевая краска лущится, ее необходимо удалить: тонкий слой счищают скребком или шпателем и промывают водой. Толстый слой предварительно обильно смачивают водой. После этого потолок и стены покрывают жидким известковым раствором с помощью терки. На этой стадии подготовки к окраске стен и потолков необходимо закрепить крюки, вбить в стены пробки для гвоздей, на которых после окраски предполагается развесить картины, полки, бра и т. п.
Затем приступают к грунтовке стен для улучшения сцепления краски с основанием. Грунтовочные составы можно приобрести в магазине, а можно изготовить самим из 10 л воды, 150–200 г медного купороса, 150 г клея животного плиточного, 200–250 г хозяйственного мыла и 30 г олифы. Купорос предварительно растворяют в горячей воде в эмалированной посуде.
Грунтовка поверхности стен и потолков выполняется кистью-макловицей. К окраске можно приступать после высыхания поверхности.
Потолки окрашивают с помощью кисти-макловицы. Сначала краску наносят поперек, затем вдоль, в направлении оконных проемов, тщательно растушевывая ее, чтобы полосы, оставляемые кистью, были как можно длиннее, ровнее и тоньше.
Известковые клеевые краски можно наносить и пульверизатором, входящим в комплект пылесоса. Для этого раствор краски необходимо тщательно процедить через 2 слоя марли.
Чем однороднее состав, тем чище окраска и тем более тонкий слой колера отложится на поверхности. Банку пульверизатора заполняют окрасочным составом на
3/
4 ее объема. Перед окраской подбирают длину факела распыления колера (обычно 40–70 см), обеспечивающую наилучшее качество окраски. При более коротком факеле частицы краски отскакивают от поверхности, ложатся толстым слоем, образуя потеки, а при более длинном — не долетают до поверхности и падают на пол, увеличивая потери краски.
Во время работы пульверизатор следует постоянно держать на одинаковом расстоянии от поверхности, передвигая его плавными кругообразными движениями. При этом, если матовая поверхность становится глянцевой, это означает, что наступил предел насыщения ее краской. Особенно этот эффект заметен при окрашивании поверхности потолка против света. Правильный режим окрашивания позволяет снизить до минимума расход краски и не образует на поверхности перенасыщенных участков, которые со временем начинают трескаться и осыпаться.
После высыхания потолка можно начинать окраску стен.
Окрашивание стен выполняют сверху вниз от граничной линии (фриза) до пола. При отсутствии надлежащего опыта в верхней части закрашивают полоску шириной 10–15 см с помощью ручной или плоской кисти (рис. 11.4).
Таким образом, колер стены будет ровно отделен от белого потолка. В процессе работы краску в ведре необходимо постоянно перемешивать деревянной лопаткой, что позволит получить ровный тон окраски.
Поверхности, окрашенные известковой, клеевой или водоэмульсионной краской, не сложно отличить друг от друга при помощи воды. Так, смоченная водой известковая окраска темнеет и пачкает руки, клеевая — размокает и легко стирается, а водоэмульсионная — не меняет вида и прочности. Установив тип красочного покрытия, можно подготавливать стены и потолки к ремонту с учетом особенностей каждой краски.
Окрашивание стен и потолков водоэмульсионными красками
Водоэмульсионное покрытие имеет важные эксплуатационные преимущества: прочность и возможность мытья при помощи губки водой с добавлением моющих средств.
В продаже есть уже готовые к употреблению водоэмульсионные краски. Перед началом работы их необходимо тщательно перемешать, а загустевшие составы можно разбавить водой. Краску наносят кистью, валиком или краскопультом. После испарения воды из эмульсии образуется матовое, довольно прочное и ровное покрытие.
Водоэмульсионные краски просты в употреблении, высыхают за 1–2 часа, их часто применяют при ремонте квартир вместо мела и извести. Ими можно окрашивать поверхности, ранее покрытые масляными и другими красками, кроме клеевых: их необходимо удалить.
Перед окраской водоэмульсионными красками поверхность подготавливают как обычно: дефекты устраняют подмазочными пастами или шпатлевками, а затем грунтуют.
Краску рекомендуется наносить в два слоя. Можно смешивать разные цвета, добавлять нужный пигмент, предварительно замоченный в воде, а затем тщательно перемешивать.
Окрашивание масляными красками
В местах, подвергающихся увлажнению или чрезмерному загрязнению — в кухне, ванной, санузле, — масляная краска заменяет другие, более дорогостоящие покрытия (глазурованные керамические плитки, водоотталкивающие краски и др.). Срок службы этого покрытия — 4–5 лет.
Подготовка стен под масляную окраску состоит в их очистке шпателем от старой краски, шлифовке стен наждачной бумагой на деревянной бобышке, выравнивании поверхности шпатлевкой.
После высыхания шпатлевки плоскость стены отшлифуется. К окраске приступают после удаления сухой тряпкой или пылесосом образовавшейся после шлифования пыли.
Новую штукатурку до начала окраски необходимо высушить и прогрунтовать олифой. Масляную краску перед началом окрашивания необходимо тщательно перемешать. Если на ее поверхности образовалась пленка, перед употреблением краски ее надо удалить. В процессе работы кисть следует погружать в краску только до половины волоса, поскольку излишек краски образует потеки, которые трудно выровнять.
Первый слой наносится как грунтовочный с помощью плоской кисти или валика в направлении сверху вниз. Последующий или последний слой краски наносится на хорошо высохший предыдущий в направлении сверху вниз.
Окраска дощатых полов, окон и дверей. Во время ремонта загородного дома имеет смысл привести в порядок не только стены и потолки, но и отремонтировать полы, перекрасить оконные рамы, подоконники, двери, металлические элементы оборудования (трубы, радиаторы и т. п.).
Перед окраской дощатых полов устраняют видимые дефекты досок: их грунтуют, шлифуют и после высыхания наносят первый слой краски. Дощатые полы окрашивают обязательно в два слоя. Первый слой должен сохнуть не менее суток, второй — не менее двух. Когда наносят верхний слой краски, направление движения кисти должно совпадать с направлением волокон древесины. Чтобы быстрее избавиться от запаха краски в помещении со свежеокрашенными поверхностями, можно поставить ведро с холодной водой на 2–3 дня.
Для окраски дощатых полов можно покупать масляные краски, готовые к употреблению, эмали и другие, специально для этого предназначенные.
Для окраски переплетов окон, подоконников и дверей пользуются преимущественно алкидными и нитроцеллюлозными красками и эмалями светлых тонов, обычно белыми. Наносят их кистью в два слоя. Можно выбрать краски, готовые к употреблению, а также специальные эмали ПФ14 белого и других цветов.
Перед окраской необходимо снять старую, лущащуюся краску и отшлифовать основание. Если старое покрытие не лущится, поверхности просто очищают от грязи, пыли и жирных пятен.
Старую масляную краску можно попробовать удалить, нанеся на нее 2 %-ный раствор едкого натра. Через некоторое время краска размягчится и ее можно будет снять скребком. Раствор едкого натра можно заменить раствором хозяйственного мыла и скипидара в соотношении 1:2. Для удаления отстающей краски можно пользоваться шпателем, или циклей.
Может помочь и применение строительного фена. Под воздействием горячего воздуха краска отслаивается. Перед этим можно слегка обрызгать древесину водой. Вода при высокой температуре вспучит старую краску.
Можно использовать различные растворители и растворы для снятия старой краски: скипидар, уайт-спирит, АТФ-1 или СП-7.
Грунтовка неокрашенной древесины заключается в тщательной пропитке ее олифой. После высыхания грунтовки можно приступить к окраске. Перед окраской старое покрытие следует обезжирить, для чего достаточно протереть его уайт-спиритом (если покрытие алкидное) или растворителем № 646 (если оно нитроцеллюлозное). Окрашивают по старому слою как обычно, кистью в два слоя. Красить следует кистями с мягким волосом — круглыми и небольшими плоскими, — погружая их в краску до половины волоса. Чтобы предупредить стекание краски во время работы на руку, одежду или пол, из резины или картона вырезают предохранитель в виде круга диаметром 100–120 мм, который надевается на кисть. При окраске окон и дверей стекло рекомендуется закрыть куском картона или заклеить строительным скотчем, чтобы предохранить его от мазков краской. Если стекла все-таки испачкались краской, их можно вытереть мягкой тканью, слегка смоченной растворителем. Засохшую краску придется удалять тонким лезвием, после чего стекло помыть и отполировать чистой мягкой тканью.
При перерывах в окрасочных работах от 1,5 до 48 часов кисти нужно хранить в подвешенном виде в банке с водой. Если перерыв больше, кисти необходимо промыть и просушить.
Современная лакокрасочная промышленность предлагает потребителям широкий выбор покрытий для внутренних и наружных работ. При выборе продукции нужно внимательно изучить характеристики, приведенные производителем на упаковке.
Малярные материалы, масляные краски, растворители
Отделочные материалы, применяемые в производстве малярных работ, называют лакокрасочными или малярными. Малярные материалы подразделяют на основные и вспомогательные.
К основным относят краски (суспензии пигментов в связующем), лаки (растворы пленкообразующих веществ в растворителях), эмали (суспензии пигментов в лаке), грунтовки (жидкие суспензии пигментов в связующем), шпатлевки (густые смеси пигментов и наполнителей в связующем), связующие (олифы, полимеры, эмульсии, клеи).
К вспомогательным материалам относят пасты, мастики, замазки, разбавители, растворители, смывки, сиккативы (сушки) и др.
Лакокрасочные материалы, как правило, состоят из сухого и жидкого компонентов. В первую группу входят пигменты и наполнители, во вторую — связующие, растворители и добавки. Важнейшей и непременной составной частью окрасочного состава и многих других малярных материалов являются пигменты. Пигменты (сухие краски) — тонко измельченные цветные неорганические или органические вещества, нерастворимые в воде и дисперсных средах и способные образовывать с пленкообразующими защитное, декоративное или декоративно-защитное покрытие. Пигменты применяют для изготовления малярных и специальных красок, а также для окрашивания цветных строительных растворов, пластмасс, бумаги, резины и других материалов. От растворимых красителей пигменты отличаются нерастворимостью в воде и в окрашиваемых материалах. Пигменты служат для поверхностного окрашивания, в то время как красители, окрашивая поверхность, проникают внутрь материала. В малярных работах красители из-за их растворимости почти не применяют. Пигменты бывают природные (неорганические), искусственные или синтетические (неорганические и органические) и металлические. Природные неорганические пигменты получают измельчением, обогащением и термической обработкой минералов и горных пород. Синтетические неорганические и органические пигменты получают в результате химических реакций. Металлические пигменты — тонкие порошки металла или сплава металлов. Большое распространение получили тонкий порошок металлического алюминия (алюминиевая пудра) и бронзовый порошок, имеющий вид золотистой пудры. Для разных покрытий эти порошки замешивают на различных связующих — масляном, лаковом или клеевом. В лакокрасочной промышленности широко применяют неорганические пигменты: мел, белила, диоксид марганца, сурик железный, охру, цинковый крон, оксид хрома, ультрамарин, алюминиевую пудру и др. При самостоятельном составлении окрасочного состава отличить органические пигменты от неорганических можно прокаливанием. Для этого небольшое количество пигмента высыпают в пробирку или на стальной лист и нагревают. Органические пигменты, в состав которых входит углерод, обугливаются и чернеют. Пигменты обладают свойствами, которые предопределяют их применение в малярных работах. К таким свойствам относятся цвет, свето- и атмосферостойкость, красящая способность, укрывистость, стойкость к химическим воздействиям, тонкость помола, маслоемкость и др. По цветовому признаку различают белые, черные, серые, красные, желтые, зеленые, синие и коричневые пигменты. Каждая группа содержит пигменты различных оттенков. Так, в одну группу входят охра и лимонный крон, хотя по оттенку они резко отличаются, да и сама охра имеет несколько различных оттенков. Некоторые из них даже получили особые названия, например, охра золотистая.
По степени укрывистости пигменты делят на корпусные и лессировочные. Корпусные пигменты дают непросвечивающие покрытия, а лессировочные — лишь прозрачные пленки. Корпусные пигменты придают поверхности заданный тон, лессировочные, например, природную сиену используют для подцветки и разделки поверхностей под текстуру древесины.
Токсичность (ядовитость) — свойство, которое необходимо учитывать при работе с лакокрасочными материалами. Большинство пигментов безвредны, но есть и ядовитые, содержащие соединения свинца, меди, мышьяка и некоторые соединения цинка. Применение токсичных красок при работе кистью не опасно для рабочего, соблюдающего правила личной гигиены и охраны труда. Отравляющее их действие резко возрастает при использовании распыляющих аппаратов — распылителей или краскопультов. Чтобы ядовитая взвесь не попала в дыхательные пути, работать необходимо в защитной маске или респираторе.
Мел — тонкий белый порошок, состоящий в основном из карбоната кальция. В качестве наполнителя для красочных покрытий применяют гидрофобизированный мел, который не комкуется и не слеживается, а при хранении не поглощает воды. Мел — отличный разбелитель в цветных штукатурных растворах, хороший наполнитель в пластмассах, наполнитель в полиизобутиленовых герметизирующих мастиках и шпатлевках на органических вяжущих. 50 % массы поливинилхлоридного линолеума и плиток составляет мел. Мел — один из лучших белых природных пигментов. В меле не допускаются видимые глазом посторонние примеси. В упакованном виде мел хранят в закрытых помещениях. Чтобы распознать мел, его растворяют в разбавленной соляной кислоте: реакция протекает с шипением и выделением углекислого газа. В малярных работах из мела готовят грунтовки, пасты, замазки, шпатлевки, а также различные водные окрасочные составы, главным образом клеевые для внутренних работ. Мел устойчив к щелочам, не изменяет своего цвета под действием сероводорода и сернистых соединений, светостоек. Укрывистость мела стандартом не нормирована, но по наблюдениям она составляет 100–120 г/м. Мел смешивается с любыми пигментами, чем выгодно отличается от других пигментов, содержащих щелочи. Влажность комового мела не должна превышать 12, молотого — 2 %.
Наполнителями называют нерастворимые минеральные вещества, добавляемые в красочные составы для экономии пигментов и придания составам дополнительных свойств — повышенной прочности, огнестойкости, кислотостойкости и т. п., в зависимости от которых и применяют тот или иной вид наполнителя. Наполнители также входят в составы, используемые для подготовки поверхностей (грунтовочные составы). При выборе наполнителя учитывают цвет красочного состава и применяемого связующего. Так, например, для клеевых красок светлых тонов в наполнители рекомендуется тонкодисперсный каолин, а для улучшения качества клеевых красок вообще используется молотая слюда. Для составления грунтовочных составов под масляные и темперные краски используют тонкомолотый тальк. В качестве связующих для разных красок и эмалей применяют олифу или лаки.
В отличие от лаков олифа медленно сохнет, давая покрытия умеренного блеска и розлива. Твердость покрытия на олифе уступает твердости покрытия на лаковых связующих. Олифа широко используется в приготовлении замазок, прогрунтовке древесины и штукатурки для повышения водостойкости поверхностей. Олифы бывают натуральные, полунатуральные, искусственные и комбинированные.
Олифа натуральная — продукт обработки (варки) растительных высыхающих масел путем нагревания их до 200 °C. По виду применяемого растительного масла олифа носит название льняной, конопляной, тунговой и др. Наибольшее распространение получили первые два вида натуральной олифы. Применяют также смеси различных натуральных олиф. При варке в олифу для ускорения сроков ее высыхания и образования пленки добавляют различные стимулирующие вещества — сиккативы. Наиболее часто в качестве сиккативов применяют окиси, перекиси и соли свинца, кобальта и марганца. Сиккативы вводят в олифу в строго регламентированном количестве, т. к. избыток их вызывает повышенную хрупкость и ускоренное разрушение красочной пленки. При применении различных видов сиккативов следует учитывать назначение и свойства совмещаемой олифы.
Пленки натуральной олифы, образующиеся после высыхания, обладают высокой прочностью, пластичностью и стойкостью к атмосферным воздействиям. Этими свойствами и объясняется широкое применение натуральных олиф для выполнения наружных и внутренних работ.
В зависимости от цвета красок применяют разные натуральные олифы. Например, для изготовления белых красок и красок светлых тонов используется льняная олифа, поскольку конопляная значительно темнее и может затонировать светлую краску.
Скорость высыхания олифы — важный показатель ее качества. Высыханием называют процесс превращения в пленку тонкого слоя жидкой олифы, нанесенного на стеклянную поверхность. Различают две стадии высыхания: высыхание (момент образования тончайшей поверхностной пленки) и высыхание полное (момент образования сплошной, достаточно прочной пленки по всей толщине). Просушенная пленка олифы способна противостоять механическим и атмосферным воздействиям. При соскабливании ее острым ножом получаются прозрачные эластичные стружки.
«Высыхание» или «отвердение» пленки олифы — это процесс окисления ее кислородом воздуха, сопровождающийся полимеризацией, причем масса пленки не уменьшается, как при всяком высыхании, а наоборот, несколько увеличивается вследствие окисления. Срок полного высыхания натуральных олиф — 24 часа при температуре 20±2 °C.
Полунатуральная олифа получают путем полимеризации или оксидирования растительных масел. В некоторых случаях масло дополнительно обрабатывают серой. Для придания полученным вязким продуктам жидкой консистенции их разбавляют органическими растворителями (скипидар, уайт-спирит, сольвент), содержание которых не должно превышать 45 %. Пленки полунатуральной олифы, затвердевающие в процессе высыхания, отличаются от пленок натуральной олифы меньшей толщиной, большими твердостью и водостойкостью, однако и меньшей эластичностью. Именно это качество уменьшает их долговечность из-за снижения пластичности при испарении легколетучих растворителей, входящих в состав. Наибольшее распространение получили полунатуральные олифы двух видов: олифа полимеризованная ИМС (Институт минерального сырья) — продукт уплотнения льняного или конопляного масла нагреванием, и олифа оксоль — продукт уплотнения смеси льняного или конопляного масла с сиккативом путем продувания нагретым воздухом. В продаже они маркируются как «оксоль В» — на основе льняного масла, «оксоль СМ» — смесь льняного или конопляного масла (70 %) с подсолнечным (30 %), «олифа ПВ» — на подсолнечном или соевом масле. Олифа искусственная (или синтетическая) в отличие от натуральной и полунатуральной не содержит растительных масел или содержит их не более 35 %. Используют синтетические олифы для приготовления красочных составов темных цветов.
Кроме названных существуют еще, так называемые, комбинированные олифы — это растворы в уайт-спирите смеси оксидированных масел с обезвоженными маслами и сиккативом. После высыхания эти олифы образуют довольно прочные пленки. Используют их как для наружных, так и для внутренних работ.
Признаками хорошего качества олифы считается ее прозрачность, светлый тон, небольшой осадок при отстое. Наиболее надежный способ определения качества олифы — проба на высыхание. Полное высыхание олифы должно наступать не позже 24 часов с момента ее нанесения.
Смолы — природные или синтетические соединения, которые растворяются в определенных растворителях. Природные смолы — канифоль, шеллак, даммара — имеют вид кремово-коричневых камушков или красноватых чешуек.
Канифоль получают из живицы отгонкой скипидара. В чистом виде она практически не применяется, а для использования ее обрабатывают глицерином. Продукт такой обработки и служит исходным сырьем для приготовления лаков и красок. Лаки высокого качества, применяемые в основном для художественно-живописных работ, получают из смолы фисташкового дерева. Шеллак — это натуральная смола, выделяемая молодыми побегами некоторых растений. Его используют для приготовления спиртовых лаков и политур. Кроме спирта шеллак растворяется в щелочах и растворах буры, образуя при этом водяные лаки, которые применяются как фиксативы для работ, выполненных карандашом, углем и пастелью.
Синтетические смолы — полиэфирные, формальдегидные, виниловые, эпоксидные — существуют в виде густых пластичных соединений или стекловидных масс, которые растворяются под действием различных растворителей. Без добавлений пигментов или красителей эти растворы образуют различные лаки, а с добавлениями — красочные составы. Синтетические смолы придают образованным на их основе составам свойства, которые нельзя получить на основе природных смол, например, повышенную термохимическую стойкость и прочность образующейся пленки. Этим и объясняется их широкое применение.
Меламино-формальдегидные и алкидные смолы совместно с соответствующими пигментами образуют красочные составы для наружных и внутренних работ. Красочные составы на основе эпоксидных смол используются для внутренних работ, т. к. под воздействием солнечных лучей они со временем меняют цвет. Поливинилацетатные смолы позволили широко применять для внутренних работ разработанные на их основе составы, создающие матовые пленки. Пек, битум, гудрон — продукты переработки химического и каменноугольного сырья. В соединении с органическими растворителями они образуют защитные лаки, однако обладают невысокими декоративными свойствами, что снижает их использование в оформительских работах. Нитроцеллюлоза — белое волокнистое вещество, получаемое в результате обработки целлюлозы смесью серной и азотной кислот. Она является основным материалом для производства нитролаков и нитроэмалей, недостаток которых — высокая воспламеняемость.
Растворители — это одно- или многокомпонентные органические соединения, представляющие собой жидкости для растворения природных и синтетических смол, а также для доведения красочных составов до рабочей консистенции и разбавления загустевших масляных красок, лаков и грунтовок. Основное требование к растворителям — инертность в соединениях с компонентами лакокрасочных составов и взаимодействии с окрашиваемыми поверхностями. Важна и «летучесть», обусловливающая полное испарение растворителя из лакокрасочного слоя в процессе его высыхания.
По степени активности растворители разделяют на три группы: высшую, среднюю и малую. По назначению различают растворители для масляных красок и лаков, алкидных, пентафталевых и битумных лаков и красок, для эпоксидных, перхлорвиниловых и нитроцеллюлозных лаков и красок.
Простые растворители — это в чистом виде органические вещества, используемые для растворения пленок или приготовления красочных составов. К ним относят скипидар, ацетон, этилацетат, амилацетат, уайт-спирит, сольвент каменноугольный технический, дихлорэтан.
Скипидар — бесцветная или слабоокрашенная, прозрачная, легковоспламеняющаяся жидкость (температура вспыхивания 30–32 °C) с характерным запахом. Его получают сухой перегонкой сосновой древесины (древесный скипидар) или разгонкой смолы хвойных деревьев — живицы (живичный скипидар). Древесный скипидар обычно проходит дополнительную очистку, в процессе которой удаляются содержащиеся в нем окрашивающие вещества. Живичный (терпентиновое масло) отличается большей чистотой, легкостью и менее резким запахом. Скипидар — растворитель средней активности, нетоксичен. Его плотность 0,86—0,875 г/см3. Применяется для растворения масляных, алкидных, алкидно-стирольных лаков и красок, а также для обезжиривания поверхностей стекла, оргстекла и пластмасс при последующем покрытии их лакокрасочными составами. Скипидар — наиболее дорогой растворитель, с хорошими качественными характеристиками.
Чтобы определить пригодность скипидара, его проверяют на высыхание в смеси с олифой. Для этого смешивают равные количества олифы и скипидара и смесью делают выкраску. Через 24 часа на окрашенной поверхности должна образоваться прочная пленка.
Ацетон, этилацетат, амилацетат — довольно распространенные растворители. Они хорошо смешиваются с водой, поэтому, применяя их как растворители нитролаков и красок, необходимо следить, чтобы вода не попала в их состав, т. к. при этом произойдет помутнение прозрачной пленки. Добавление в состав этих растворителей бутилового спирта (бутанола) или бутилацетата предупреждает помутнение лаковой пленки и улучшает ее блеск.
Уайт-спирит (или бензин-растворитель) — продукт перегонки нефти, средняя фракция между тяжелым бензином и тракторным керосином. Уайт-спирит — растворитель малой активности плотностью не более 0,795 г/см3. Его широко применяют для разбавления масляных красок. При добавлении к краскам, лакам, олифе его количество ограничивают до 10 % от общей массы красочного состава. Применяют уайт-спирит также для растворения (смывки) старых покрытий (затвердевших пленок) масляных красок и лаков.
Сольвент каменноугольный технический — смесь ароматических углеводородов, получаемых в коксохимическом производстве в процессе ректификации очищенных фракций сырого бензола. Это бесцветная прозрачная жидкость плотностью 0,865-0,885 г/см3 при 20 °C в зависимости от марки. Наша промышленность выпускает сольвент трех марок (А, Б, В), различающихся плотностью, температурой кипения, а также небольшими колебаниями содержания фенолов и серы. Сольвент относится к растворителям высокой активности, однако высокая токсичность несколько снижает область его применения. Используется сольвент каменноугольный для разведения глифталевых и пентафталевых лаков и красок, а также битумных и асфальтовых красок.
Комбинированные растворители — это смеси различных простых растворителей. Полученные таким образом они значительно дешевле и выше качеством. Эти растворители особенно эффективны для составления сложных лакокрасочных составов. При выполнении высококачественных оформительских работ с использованием художественных масляных красок применяют специальные разбавители. Разбавитель № 1 — очищенная нефть, бесцветная, быстро испаряющаяся жидкость. Добавление к краскам в больших дозах может вызвать их помутнение. Разбавитель № 2 — смесь в равных долях терпентинового скипидара и разбавителя № 1. Разбавитель № 3 — терпентиновый скипидар. Все эти разбавители применяются лишь в незначительных пропорциях к краскам, т. к. художественные масляные краски сами по себе терты на масле и в разбавителях почти не нуждаются.
Известны также различные смеси разбавителей лака и масла, так называемые тройники и двойники. От их употребления нередко краски желтеют, жухнут и темнеют. Чем меньше применять различные разбавители и растворители, тем больше гарантий хорошего качества покрытия. Лучшим разбавителем из перечисленных считается разбавитель № 2.
Масляные краски вырабатывают трех видов: густотертые, готовые к употреблению, и художественные. Густотертые краски содержат минимальное количество олифы, необходимое для получения пасты, поэтому перед началом работы в них необходимо добавлять олифу до рабочей консистенции. Краска считается доведенной до рабочей консистенции, если она не стекает с кисти сама, но легко сходит при нажатии на кисть пальцем. Количество олифы, которое необходимо добавлять к густотертой краске, различно для каждого пигмента и может колебаться в пределах 15–40 %, достигая в отдельных случаях 50 %, например, в черном красочном составе, где пигментом является легкая сажа. Иногда в олифу можно добавлять 7-10 % растворителя. Разводить густотертые краски только растворителями не рекомендуется, т. к. в результате получается непрочная красочная пленка, имеющая не характерную для масляной краски матовость. Цифровая маркировка густотертых красок всегда начинается с нуля, например МА-021, МА-015. Густотертые краски МА-021 приготовлены на натуральной олифе, МА-025 — на комбинированной, которая имеет не более 30 % растворителя, ГФ-023 — на глифталевой, ПФ-024 — на пентафталевой олифе. Только перечисленными олифами и можно разводить каждый из названных видов красок.
Готовые к употреблению краски имеют в составе достаточное количество олифы. Перед употреблением их надо только хорошо перемешать. Маркируют их МА-21, МА-15 и т. д. Область применения масляных красок зависит от свойств пигмента и в меньшей мере от свойств олифы. Качество масляных красок оценивается по содержанию пигмента, олифы и наполнителя. Полное высыхание пленки масляных красок при температуре 18±2 °C должно наступать в течение 24 часов. Густотертые краски во время хранения обязательно покрывают слоем олифы, а при незначительном сроке хранения можно залить ее слоем воды. Краски, готовые к употреблению, при хранении частично расслаиваются: пигмент оседает на дно, а олифа остается сверху. Поэтому после продолжительного хранения перед употреблением готовые краски необходимо тщательно перемешать. Огнестойкость любой масляной краски можно проверить довольно простым способом. Металлическую пластинку с нанесенной на нее краской располагают над огнем, например, газовой горелки. Масло, находящееся в составе краски, загорится, как только пластинка нагреется. Если краска огнестойка, на накаленной до красна, а затем охлажденной пластинке она сохранит свой цвет, только приобретет слегка белесый оттенок за счет выгорания масла. Такой эффект будет наблюдаться, если на пластинке, например, кобальт, киноварь, кадмий, охра, сурик, сажа газовая, окись хрома. Неогнестойкая краска, например, краплака оставит на прокаленной пластинке лишь налет золы.
В отличие от масляных эмалевые краски (эмали) изготавливают на специальных лаках. Они представляют собой готовые к употреблению суспензии органических или минеральных пигментов с масляными или синтетическими лаками, иногда с добавлением пластификаторов и других веществ. Эмалевые краски должны обладать светостойкостью, достаточной прочностью и устойчивостью к влиянию атмосферных и механических воздействий, высыхать в тонких слоях в течение 15–30 часов при температуре 20±2 °C, образуя прочную, ровную, гладкую пленку с хорошим глянцем. Загустевшие краски доводят до рабочей консистенции, разводя их соответствующими растворителями.
Алкидные эмалевые краски — масляные, глифталевые, пентафталевые, масляно-акриловые, масляно-карбамидные и другие содержат продукты переработки масел. Они представляют собой суспензии тонких пигментных порошков в одном из масляных лаков (глифталевом, пентафталевом и др.) с добавлением растворителей и сиккативов. Эти эмали вырабатывают в 36 цветовых вариантах. Растворителями для алкидных эмалей являются скипидар, уайт-спирит, сольвент, ксилол или их смеси. На окрашиваемые поверхности алкидные эмали наносят валиком, кистью или краскораспылителем. Каждая марка алкидной эмали имеет собственные технические и эксплуатационные характеристики.
Нитроэмали (эфирцеллюлозные) — это растворы нитроцеллюлозы в ацетоне, эфирах, бензоле или других растворителях с добавлением пигментов и пластификаторов. Нитроэмали образуют тонкую пленку, поэтому сохнут очень быстро — 30–60 минут. Высохшие пленки достаточно тверды и прочны, имеют хорошие декоративные свойства, но быстро воспламеняются и недостаточно атмосферостойки.
Для получения более толстых пленок промышленность выпускает нитроглифталевые и нитропентафталевые эмали. Ацетилцеллюлозные краски менее воспламеняющиеся и более свето- и теплостойки. Перхлорвиниловые эмали подобны нитроцеллюлозным, но пленкообразователем у них является перхлорвиниловая смола, растворенная в органических растворителях. Пленка этих красок имеет высокую атмосферостойкость и эластичность. Она не горит, хорошо противостоит действию щелочей, кислот и жиров. Однако при температуре более 60 °C краски становятся мягкими и легко пылятся, кроме того, они трудно сцепляются с поверхностью, поэтому работать ими можно только по хорошо подготовленным основаниям. Почти аналогичными свойствами обладают поливинилхлоридные и винилхлоридные эмали. Применяют их обычно для наружных работ. Характерная особенность этих эмалей — высокая огнестойкость.
Полиакриловые эмали (АС-150, АС-182) при высыхании образуют пленку с отличными качественными характеристиками, превосходящими по блеску, твердости, светостойкости и температуро-стойкости красочные пленки алкидных эмалей. Для высыхания краски в нее необходимо добавлять 1–3 % сиккатива и 1 % монобутилуретана.
Основой для производства эпоксидных эмалей служат эпоксидные смолы с добавлением пигментов. Для образования красочной пленки необходима добавка отвердителей. Хорошо известны эпоксидные эмали ОЭП-4171-1 зеленого и ОЭП-4173-1 кремового цветов. Эти эмали кислотостойки и обладают хорошими антикоррозийными свойствами. Алкидно-эпоксидные эмали получают добавлением в них алкидных смол, дающих прочную, водостойкую полуглянцевую пленку. Используются эти эмали для работ по металлическому основанию, с условием эксплуатации внутри помещений. Большинство приведенных эмалей фасуются в банки или в аэрозольные баллончики, которые необходимо беречь от огня, высоких температур и механических повреждений.
Лаками называют растворы природных или синтетических смол, а также препарированных растительных масел в летучих растворителях. После высыхания лаки образуют твердую, прозрачную однородную пленку, придающую поверхностям декоративный вид и создающую защиту поверхности. Большинство лаков бесцветны, но бывают и окрашенные разноцветные, и черные на основе битумов и каменноугольных пеков.
По характеру образования пленки лаки делят на две группы: образующие пленку только за счет летучести растворителей (спиртовые, нитроцеллюлозные) и образующие пленку в результате химических реакций полимеризации и поликонденсации, переходя в нерастворимое состояние (масляные, полиэфирные, полиуретановые, мочевино-формальдегидные). В зависимости от вида входящих в их состав компонентов лаки подразделяются на масляные (натуральные и синтетические), спиртовые, нитролаки, битумные и др.
Масляные лаки представляют собой растворы природных смол и полимеров в высыхающих растительных маслах, содержащих растворители и сиккативы. Смолы и полимеры придают пленкам лака твердость и блеск, сиккативы способствуют быстрому высыханию, а растворители обеспечивают лаку необходимую консистенцию, пластичность и увеличивают сцепление пленки с обрабатываемой поверхностью. Качество пленки масляного лака характеризуется и определяется так же, как всех остальных лаковых составов (вязкость, прозрачность, цвет по йодометрической шкале, содержание примесей, скорость высыхания, твердость и пластичность высохшей пленки). Лаки с высоким содержанием масла считаются жирными, с низким — тощими.
Для изготовления масляных лаков из природных смол применяют копал, даммару и канифоль, а из синтетических полимеров — алкидный полимер, полиперхлорвинил, поливинилхлорид, полифенолформальдегид и др., в зависимости от которых лак получает свое название. В настоящее время природные смолы используют все меньше, т. к. их вытесняют полимеры, обладающие рядом преимуществ. Некоторые виды масляных лаков имеют специальное назначение. Так, для защиты от коррозии применяют кислотостойкие и щелочестойкие перхлорвиниловые лаки.
Спиртовые лаки представляют собой раствор в спирте или в смеси спирта с другими легколетучими растворителями до 40 % синтетических полимеров или твердых растительных смол, например, шеллака, идитола, канифоли.
Нитролаки получают на основе нитроцеллюлозы, главным образом коллоксилина. Нитроцеллюлоза — сложные эфиры целлюлозы и азотной кислоты в виде белой волокнистой рыхлой массы. В состав нитролаков входят также растворители кетоны, сложные эфиры, спирты и их смеси с толуолом и ксилолом. При испарении растворителя нитролаки в течение 30 минут образуют бесцветные или окрашенные прозрачные обратимые пленки, стойкие к бензину и минеральным маслам, ограниченно водостойкие и не стойкие к щелочам, кислотам и ультрафиолетовым лучам. Если к коллоксилину добавить высыхающую алкидную смолу, то при комнатной температуре через 30 минут образуются необратимые пленки, превосходящие по всем показателям обратимые. Нитролаки наносят на поверхности распылением. Они пожароопасны. Применяют нитролаки для покрытий деревянных и металлических поверхностей и для изготовления эмалевых красок.
Пленку черного цвета, хорошо защищающую металлы от коррозии, образуют лаки, получаемые на основе битума и каменноугольного пека, растворенных в маслах. Так, битумно-масляный лак, нанесенный на металлическую поверхность, образует нейтральную пленку при температуре 120–200 °C за 0,5–2 часа. Его используют как внутри помещений, так и на открытом воздухе. Водостойкость лаковой пленки может быть проверена, если стеклянную пластинку с нанесенным на нее лаком, выдержанным до полного его высыхания при 18–20 °C, на 2/3 ее высоты поместить на 3 часа в стакан с водой такой же температуры. Сравнив эти участки, можно судить о водостойкости лака. Водоустойчивая пленка не должна изменять свой цвет, размягчаться и отслаиваться от поверхности.
Средство деревозащитное «Пинотекс» предназначено для отделки наружных и внутренних деревянных поверхностей. Придавая поверхности декоративные свойства, это средство одновременно защищает древесину от плесени, гниения, повреждения насекомыми и атмосферных воздействий. Средство выпускается бесцветным и цветным, в том числе красно-коричневым (махагон), коричневым (тик), темно-зеленым (резеда), красновато-желтым (орегон). Применяется для защиты и отделки деревянных наружных стен, карнизов, дверей, окон, лестниц, заборов, перегородок из плитных материалов и фанеры. Используется и для отделки и защиты древесины ценных пород.
Окраска водными составами
Допускаемая влажность оснований при окраске:
• бетонных, оштукатуренных или прошпатлеванных поверхностей — до появления капельно-жидкой влаги на поверхности;
• деревянных поверхностей — не более 12 %.
Допускаемая толщина слоев малярного покрытия — не менее 25 мкм.
Искривления линий в местах сопряжений поверхностей, окрашенных в различные цвета, не должны превышать, мм:
• для простой окраски — 5;
• для улучшенной окраски — 2.
Искривление линий филенок и закраска поверхностей при применении разных колеров — 1 мм на 1 м длины.
Приемку малярных покрытий необходимо производить после высыхания водных красок.
Поверхности после высыхания водных составов должны быть однотонными, местные исправления, выделяющиеся на общем фоне (кроме простой окраски), не должны быть заметны на расстоянии 3 м от поверхности.
Не допускаются: полосы, пятна, потеки, брызги, истирания (омелования) поверхности.
Окраска безводными составами
Допускаемая влажность бетонных, оштукатуренных или прошпатлеванных поверхностей — не более 8 %, деревянных поверхностей — не более 12 %.
Поверхность основания должна быть гладкой, без шероховатостей, местных неровностей высотой (глубиной) до 1 мм — не более 2 на площади 4 м
2 поверхности покрытия.
Толщина слоев малярного покрытия:
• шпатлевки — 0,5 мм и не более 1,5 мм;
• окрасочного покрытия — не менее 25 мкм.
Искривления линий, закраски высококачественной окраски на отдельных участках, в местах сопряжения поверхностей, окрашенных в различные цвета, не должны превышать, мм:
• для простой окраски — 5;
• для улучшенной окраски — 2.
Искривление линий филенок и закраска поверхностей при применении разных колеров — 1 мм на 1 м длины.
Приемку малярных работ необходимо производить после образования прочной пленки. Поверхности, окрашенные малярными безводными составами, должны иметь однотонные глянцевые или матовые покрытия, а окрашенные лаками — глянцевые покрытия.
Не допускаются: пятна, морщины, потеки, видимые крупинки краски, сгустки пленки, следы кисти и валика, неровности, отпечатки высохшей краски на приложенном тампоне.
Обои широко применяют для оклейки стен и потолков в загородных домах. Они не только украшают, но и утепляют помещение.
Для оклеивания стен необходимо выбирать обои с учетом их цвета, назначения, качества и других показателей.
По фактуре материала обои подразделяются на три типа: гладкие, тисненые, гофрированные. По эксплуатационным признакам обои разделяют на обычные, влагостойкие, моющиеся и под покраску, а по местоположению — на стеновые и потолочные.
Основные характеристики обоев — влагостойкость, пористость и прочность. Именно по ним происходит выбор для оклейки разных по назначению помещений.
Влагостойкость — критерий, характеризующий устойчивость обоев к влаге. Интервал влагостойкости — от обоев, не допускающих влажной уборки, до супермоющихся, со щеткой и ПАВами. Маркируется влагостойкость, как и другие показатели, латинскими буквами по мере убывания. Например, А — супервлагостойкость, моющиеся. С — не допускается влажная чистка, АВ, В, ВС промежуточные показатели.
Пористость — показатель «дыхания» обоев, он зависит от количества микропор на единицу площади. Буквенные показатели те же, что и для водостойкости: С — норма, В — улучшенная, А — суперпористость.
Прочность — критерий качества обоев. Все современные обои многослойны, и от количества слоев зависит их прочность. Маркировка та же: 2В — двухслойные улучшенной прочности, 2А — двухслойные суперулучшенные и т. д.
Обои производятся в рулонах в основном без кромок, т. е. для наклейки встык. Ширина рулона колеблется от 53 до 80 см, а длина 10,5; 12; 18 м с отклонениями не более ± 2 %. Маркировка наносится на упаковку каждого рулона.
Обои в рулоне не должны иметь повреждений краев или полотна, а красочный фон должен быть равномерным, без пятен и полос.
На сегодняшний день материал обоев достаточно разнообразен. Еще можно иногда встретить бумажные обои, легкие, дешевые, но непрочные.
Однако наиболее распространены обои, состоящие из нескольких слоев: виниловые, флизелиновые, в том числе под окраску, стекло-обои под окраску, жидкие (декоративная штукатурка), текстильные и др. Все они имеют повышенную прочность, скрывают неровности основания, имеют свето- и влагостойкое покрытие.
Обои, применяемые под окраску, изготавливаются из тяжелой волокнистой макулатуры, пропитанной водоотталкивающими растворами. Даже после окрашивания они позволяют стенам дышать. Основное их преимущество в том, что для повторного нанесения краски не требуется заново оклеивать стены. В зависимости от плотности обоев они выдерживают 5-15 слоев окраски. Существуют две разновидности такого материала: тисненые и грубоволокнистые. К первым относятся обои, изготовленные методом тиснения из специальных целлюлозных и текстильных волокон, связанных полимерным веществом. Они придают стенам красивый и оригинальный вид благодаря светопреломлению тисненого рисунка. Грубоволокнистые обои представляют собой два слоя плотной бумаги с прокладкой из спрессованной мелкодисперсной древесной стружки. Этот материал считается экологически чистым, т. к. не содержит стекловолокна и соединений тяжелых металлов.
Виниловые обои обладают прекрасной влагостойкостью и большим сроком службы. До недавнего времени они имели только один недостаток — воздухонепроницаемость. Однако сейчас он ликвидирован благодаря появлению микропор, которые не пропускают воду, но позволяют стенам дышать. Виниловые обои состоят из тканой или бумажной основы, на которую наносится слой поливинилхлорида, обладающий светозащитными и влагостойкими свойствами, а затем красочный слой. В дополнение этот материал пропитывается антисептическим составом, предотвращающим появление плесени и грибков.
Существуют три основных разновидности виниловых обоев: шелкография, вспененный винил и рельефный винил.
Шелкография получила название за сходство своей фактуры с шелковой тканью. Это сходство достигается благодаря структуре из двух слоев, нижний из которых бумажный, а верхний — виниловый, с вкраплениями шелковых нитей. Поверхность этих обоев может быть как гладкой, так и рельефной.
Вспененный винил представляет собой двухслойную структуру, в которой верхний, поливинилхлоридный слой, благодаря специальной термообработке, приобретает выпуклость. Такие обои очень удобны для маскировки неровностей стен и создают эффект рельефной штукатурки.
Рельефный винил чаще всего применяется для отделки кухонь и ванных комнат, т. к. в основном имитирует покрытие из керамической плитки, кирпичную или каменную кладку и другие виды отделки. Технология производства состоит в последовательном нанесении на бумагу слоев ПВХ, пластификаторов, пигментов и других добавок.
Помимо виниловых существует другая, более дешевая разновидность моющихся обоев. Она изготавливается нанесением на окрашенную бумажную основу разогретой полиэтиленовой пленки, создавая некое подобие ламината.
Текстильные обои представляют собой бумажную основу с наклеенными на нее натуральными или искусственными волокнами хлопка, шелка, льна, вискозы, джута и др. Они применяются для отделки любых поверхностей жилого помещения. В зависимости от используемого текстильного материала различают следующие их виды:
•
велюровые обои изготавливаются на бумажной основе, покрытой бронзовой или ПВХ-краской и специальным клеем. Затем на этот слой приклеиваются электростатически заряженные шелковые, льняные или джутовые волокна. Такая технология позволяет получить обои с бархатистой поверхностью, причем не обязательно применение натурального материала, вполне приемлем и синтетический. Существуют и разновидности, изготовленные на тканой основе. Например, тафтинг-обои представляют собой искусственный ворс, пришитый к плотной ткани;
•
фетровые обои отличаются большим сроком службы, хорошими тепло- и звукоизоляционными характеристиками и являются экологически чистым материалом. Они представляют собой вспененный полипропилен или натуральную фетровую ткань, нанесенные на бумажную или синтетическую основу, например поролон. Благодаря такому строению, обои напоминают фетр, т. е. мягкие и приятные на ощупь. Однако изделия на поролоновой основе имеют толщину около 5 мм, ввиду чего их стыки невозможно сделать незаметными. Поэтому они выпускаются только по спецзаказам полотнами в размер целой стены;
•
стекловолокнистые обои обычно предназначены под окраску латексными и водоэмульсионными красками. Они обладают огне- и водостойкостью, щелоче- и кислотоупорностью, отличаются большой прочностью и, в то же время, эластичностью. Они хорошо закрепляются практически на любой поверхности и сохраняют свой рельефный рисунок до 12 окрашиваний. Стекло-обои считаются химически нейтральными, т. к. изготавливаются из природного сырья: кварцевого песка, соды, доломита и извести. При температуре +1200 °C из этой раскаленной смеси вытягиваются нити, из которых формируется пряжа, использующаяся для ткани обоев. Они могут быть однослойными или двухслойными на бумажной основе, а для создания декоративного эффекта на поверхности выдавливаются рельефные рисунки;
•
металлические обои отличаются долгим сроком службы и легко моются. Изготавливаются на бумажной или тканой основе, покрытой искусственно оксидированной или окрашенной алюминиевой фольгой. Затем на поверхность изделия наносится тиснение или рисунок. В основном такое покрытие используется в клубах, барах или ресторанах. В квартирах металлические обои помогут создать незаурядный дизайн помещения, особенно если их совместить с никелированными или хромированными предметами интерьера;
•
пробковые обои считаются абсолютно экологически чистым материалом, т. к. производятся нанесением спрессованного пробкового слоя на бумажную основу. Добавление различных цветных и декоративных вкраплений позволяет создать широкую цветовую гамму этого изделия. Кроме того, это покрытие не электризуется и не накапливает пыль, что особенно важно для отделки помещений загородного дома.
Жидкие обои — это сухая смесь различных цветов и оттенков, которая в соответствии с инструкцией разводится водой и наносится на поверхность стены при помощи шпателя. Основной особенностью этого материала является то, что даже при усадке здания покрытие не пойдет трещинами и не отслоится. Некоторые марки жидких обоев обладают антигрибковыми и антистатическими свойствами. Кроме того, этот материал можно наносить неоднократно, следует только счистить его, размочить в воде и покрыть стену вновь. Недостатком жидких обоев считается их недолгий срок службы: они быстро загрязняются, впитывают неприятные запахи, желтеют и стираются. Для предотвращения этого следует покрывать их поверхность лаком.
Цвет и рисунок обоев должны гармонировать с цветом потолка, мебелью и другими предметами, находящимися в комнате. Надо иметь в виду, что обои с крупным, контрастным рисунком заметно влияют на декоративное оформление комнаты, ее размеры и освещенность. Влияние обоев светлых тонов с мелким рисунком сказывается значительно меньше.
При выборе обоев важно учитывать назначение помещения. Например, для общей комнаты предпочтительнее желтый, светло-оранжевый, желто-зеленый тона; для спальни — зеленый, зелено-голубой, светло-голубой с неброским рисунком; для кухни — светло-голубой с мелким рисунком, слоновая кость. Для небольшого помещения подбирают обои светлых тонов, а для низкого — по возможности с вертикальными полосами; к полированной мебели подходят обои с геометрическим узором. Для детской комнаты предпочтительнее обои со специальным рисунком, максимально светлые, радостных тонов: цвет морской воды, небесно-голубой, светло-оранжевый, желтый, желто-зеленый. При этом цвет не должен быть слишком насыщенным, а рисунок должен будить воображение ребенка, но не навязывать уже знакомые ему по книгам образы зверей, кукол и предметов.
Прихожая — это помещение в доме, которое может и должно быть оклеено обоями с ярким декоративным рисунком. Возможны желтый или светло-оранжевый цвета.
Если комната совмещает функции спальни, гостиной и детской, следует принять нейтральное решение: все стены комнаты оклеить обоями с малозаметным рисунком, при этом цвет обоев определяется освещенностью комнаты. Обои необходимо подбирать разных оттенков зеленоватой или желто-зеленой гаммы.
Оклеивание стен обоями состоит из этапов подготовки необходимого инструмента, подготовки основания, нарезки обоев и последующих работ: укладки, разглаживания и закрепления полотнищ.
Перед началом работ следует подготовить необходимые
инструменты: ножницы большие для резки рулонов на отмеренные полотнища, кисть-макловицу для нанесения клея, линейку (лучше металлическую), щетку с коротким волосом для разглаживания обоев (или сухую тряпку), отвес, ведро, складной метр (или рулетку).
Основанием под оклейку будут стены и перегородки помещения: бетонные, гипсобетонные, оштукатуренные, фанера, картон, листы гипсовой сухой штукатурки и т. д. Главное условие успешной работы — оклеиваемые поверхности должны быть гладкими, чистыми, сухими и хорошо прошпатлеванными. На мокрых поверхностях обои потеряют свой цвет и быстро начнут отставать. Чтобы тонкие обои хорошо приклеивались, оштукатуренные и бетонные стены после заделки трещин, углублений и неровностей оклеивают газетной или другой тонкой бумагой.
Поверхность, ранее оклеенную обоями, которые прочно держатся, можно оклеивать вновь. Если старые обои не годятся в качестве основания, их обильно смачивают теплой мыльной водой и соскабливают скребком. Если стены обшиты листами сухой штукатурки, швы следует шпаклевать или заклеить дополнительно полосками тонкой бумаги.
Прежде чем приступить к оклейке стен обоями, надо
точно рассчитать потребное число кусков (рулонов) обоев. При этом следует исходить из высоты помещения и длины оклеиваемой поверхности стен. Необходимо учитывать и характер рисунка. По опытным данным отходы обоев составляют для одноцветных 1–2 %, с мелким рисунком — 5–6 %, с крупным рисунком — 8-10 %. Остатки кусков используют при оклейке стен, где не требуются целые полотнища: выше и ниже окон, над дверьми и т. д.
Требуемое количество рулонов обоев можно рассчитать, исходя из количества квадратных метров оклеиваемой поверхности и полезной площади рулона с учетом отходов в зависимости от рисунка.
Так, для комнаты высотой 3,0 м и площадью 18 м
2 ширина поверхности стен равняется 18 × 1,05 = 18,9 м, где 1,05 — коэффициент перехода от площади помещения к ширине поверхности стен (периметру).
Тогда площадь поверхности стен составит: 18,9 × 3 = 56,7 м
2, с учетом отходов 6 %: 56,7 × 0,06 = 3,4 м. Оклеиваемая площадь составит 56,7 + 3,4 = 60,1 м
2.
Полезная площадь рулона при ширине 0,53 м и длине 10,5 м будет: 0,53 × 10,5 = 5,56 м
2.
Требуемое количество рулонов: 60,1: 5,56 = 10,81. Принимаем 11 рулонов.
Можно пользоваться табл. 11.3, где число рулонов приведено без учета количества окон и дверей.
Рулоны разрезают на куски в виде полотен, соответствующих высоте стены. Для этого раскатывают первый рулон и с помощью угольника карандашом проводят сверху и снизу линии (т. е. отмеряют длину полосы плюс 20–40 мм с обеих сторон), соответствующие высоте, а затем отрезают полотнище. Последующие полосы отмеряют в зависимости от характера рисунка, накладывая друг на друга. Чтобы не испачкать обои клеем, на пол, устланный бумагой, укладывают куски обоев лицевой стороной вниз так, чтобы каждый нижний кусок выступал на 1–2 см из-под верхнего. Обмакнув кисть-макловицу (которую может заменить одежная щетка или швабра) в клей, намазывают кусок обоев, придерживая его левой рукой, чтобы он не сдвигался. Кромки следует промазывать слегка теплым или холодным клеем за 2 раза.
Оклеивать начинают в направлении от стены с окном. Первое, а затем каждое четвертое полотно проверяют по отвесу. Работать удобнее вдвоем. Один на стремянке (столе, табуретке), а второй внизу намазывает обои и подает наверх. Стоящий наверху человек берется за верхний конец сложенного к середине полотнища, при этом сложенная часть соскальзывает вниз, а помощник, стоящий на полу, подбирает нижний конец, слегка натягивает полотно, прикладывая кромкой к предварительно намеченной вертикальной линии, приглаживает его щеткой или чистой мягкой тряпкой, очень тщательно выдавливая из-под полотнища воздух. Если под обоями остались пузыри, их прокалывают тонкой иглой, а затем разравнивают тряпкой. Направление движений — сверху вниз и от середины к краям, чтобы не получалось складок (рис. 11.5). Можно проглаживать обои через уложенную на них бумагу.
Особенно тщательно следует разглаживать стыки, стараясь не запачкать обои клеем. Важно обращать внимание и на совпадение рисунка в продольном и поперечном направлениях.
Углы не следует заклеивать целым полотном, т. к. они часто бывают неровными и на обоях образуются морщины. Для угла нужно обрезать кусок такой ширины, чтобы на другую стенку переходило 20–30 мм обоев. Верхнюю часть оклеиваемой стены можно оформить по горизонтали узкой полоской бордюра или более широкой полоской, называемой фризом. Длина полосок бордюра или фриза для удобства наклеивания должна быть не более 2 м: их намазывают тонким слоем клея и аккуратно наклеивают на обои.
Внизу излишки полотен обрезают острым ножом или ножницами.
Обойные клеи выбираются в соответствии с обоями и готовятся по указаниям изготовителя, приведенным на упаковке.
Если вместо бумажных фризов используются пластиковые, клей для них также подбирается в соответствии с обоями и пластиком фриза.
Оклейка потолков бумажными обоями. Оклеивать потолки обоями целесообразно, если их поверхность достаточно ровная и гладкая.
Для оклеивания потолков применяют бумажные обои светлых тонов с малозаметным рисунком, не требующим подбора, и белизной не менее 70 %.
Потолки оклеивают до оклеивания стен. Сначала потолок очищают от загрязнений, сглаживают, частично подмазывают раковины, шпатлюют трещины и примыкания к стенам, шлифуют подмазанные места. Затем работу ведут, руководствуясь рекомендациями производителя клея и выбранных обоев. Часто оклеивание потолков обоями начинают с грунтовки потолка клеевым составом. Затем наносят клей на тыльную сторону обоев с помощью кисти-макловицы, щетки или швабры и, сложив дважды проклеенными сторонами, выдерживают в этом положении 3–5 минут до полной пропитки клеем.
Приклеивать обои начинают обычно параллельно короткой стене, противоположной окну, встык.
Для правильной наклейки полос на потолке отбивают прямую линию, параллельную стене. Первое полотнище следует завернуть на стену над окном на 10–20 мм, а остальную часть наклеить на потолок, разглаживая его вначале рукой, а затем чистой мягкой тряпкой или щеткой по всей длине полотнища. Следующее полотнище наклеивают встык. Наклеенные полотнища разглаживают чистой тряпкой либо щеткой от середины к краям. Оклеивать лучше всего втроем. Один человек намазывает и подает обои, а двое наклеивают.
Оклеенные поверхности до полной просушки рекомендуется предохранять от прямого воздействия солнечных лучей и сквозняков, при этом температура в помещении не должна превышать
23 °C. Окна лучше закрыть, что обеспечит естественный влажностный режим, благодаря которому обои высохнут не ранее чем через 24 часа после наклейки.
Обойные работы
Допускаемая влажность бетонных, оштукатуренных или прошпатлеванных поверхностей при оклейке обоями — не более 8 %. При оклейке обоями поверхности должны быть выполнены:
• из полотнищ одинакового цвета и оттенков;
• с точной подгонкой рисунка на стыках.
Не допускаются: воздушные пузыри, пятна, пропуски, доклейки и отслоения, перекосы, морщины, заклейки обоями плинтусов, наличников, розеток, выключателей и т. п.